| содержание раздела | главная страница |

 

 

 

Сергей БОРОДИН

 

 

                                     

НОВОЕ ЗДАНИЕ ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ МЕТРОПОЛИТЕНОМ

 

Здание инженерных служб метрополитена со встроенной поликлиникой было запроектировано и построено по постановлению Правительства Москвы от 30 сентября 1997г. Заказчик – Дирекция строящегося метрополитена. Генеральный подрядчик – ЗАО «Моспромстрой». Мастерская № 5 МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения разработала ТЭО, а рабочую документацию – фирма «АРС» ЗАО «Моспромстрой». О реализации проекта данного сооружения мы беседуем с директором фирмы «АРС» Е.П. Ефремовой и главным архитектором проекта Г.И. Столбовым.

 

- Что послужило отправной точкой идеи сооружения нового  метрополитеновского здания?

 

- Существующее здание инженерных служб метрополитена в технологическом плане уже не удовлетворяет тем условиям, которые необходимы метрополитеновцам на современном этапе. Они долго искали варианты расширения своей технической базы в непосредственной территориальной близости от старого здания, что диктовалось технологическими ресурсами и безопасностью управления подвижным составом метрополитена. Именно поэтому на улице Гиляровского, фактически в зоне прямого примыкания, была подобрана соответствующая площадка для строительства нового здания, куда должен был переместиться весь управленческий аппарат метрополитена и все технологические структуры управления движением подвижного состава. Кроме того, здесь же должна была разместиться специализированная медицинская служба, которая осуществляла бы постоянное медицинское обследование сотрудников метрополитена. То есть в новом сооружении должны были быть объединены административно-технические службы управления метрополитеном и медицинская служба. В связи с этим требованием заказчика новое здание было запроектировано из двух корпусов, объединённых между собой аванвестибюлем. Наша фирма приступила к разработке рабочей документации  на строительство этого здания в 2002 году после завершения стадии проекта и его экспертизы.

 

- С чем вам пришлось столкнуться на начальном этапе работ?

 

- Прежде всего, с ограничениями, связанными с тем, что данное здание располагается в зоне регулирования застройки строгого режима вблизи памятника архитектуры церкви Св.Филиппа, Митрополита Московского (XVIII в.). По первоначально разработанному проекту его высота была  соизмерима с церковью, поэтому при проведении экспертизы проекта было предложено уменьшить высоту здания, чтобы оно не доминировало так сильно над окружающей застройкой. Кроме того, когда мы начали разрабатывать рабочую документацию, то столкнулись с таким положением дел, когда заказчик высказывал проектировщикам всё новые и новые пожелания. По ходу строительства нам постоянно приходилось что-то дорабатывать и видоизменять в проекте здания, тщательно просчитывая любой вариант. И по конструктивно-прочностным параметрам не всегда можно было удовлетворить пожелания заказчика. Строительство и разработка рабочей документации шли параллельно.

 

- Такая параллельность – это исключение или постоянная ваша практика при проведении работ?

 

- Собственно в этом состоит наша специфика как моспромстроевской организации. В 90-х годах  кардинально изменилась сама структура организации проектных работ, в результате чего возникли единые конгломераты проектировщиков и строителей. А так как строительство объектов в настоящее время по срокам значительно сократилось по сравнению с советским  временем, то, чтобы уложиться в заявленные сроки, после этапа проекта и проведения экспертизы этап разработки рабочей документации уже не может не идти в параллель непосредственно со строительством.

 

- Очевидно, и заказчику, как таковому, принадлежит серьёзная лепта в изменении организации процесса строительства объектов?

 

- Без сомнения. Статус заказчика работ сейчас принципиально другой. Раньше заказчиком было государство, заказывавшее какой-то объект, который мы строили этап за этапом. Сейчас есть инвестор, который платит деньги и который, естественно, строит то, что ему надо. Как правило, его особенно не  сдерживают и финансовые ограничения. Он может спокойно выделить деньги и на переработку первоначально разработанной документации по строительству объекта, поскольку у него могли поменяться планы в отношении его использования. Это его право. Архитектура всегда была  вотчиной королей, то есть тех, у кого есть деньги на строительство. Они всегда направляли её развитие. И сейчас в какой-то мере подобная мотивация строительной деятельности осталась. В этом нет ничего плохого: наши города в архитектурном отношении за последнее время изменились в лучшую сторону, поскольку появилось очень много интересных объектов. Ну, а   современным проектировщикам приходится следовать требованиям инвестора, часто переделывая свою работу в пределах действующих СНИПов. Сегодня строительство практически всех инвестиционных объектов происходит в режиме постоянных изменений, которые проектировщики отрабатывают в кратчайшие сроки, то есть фактически строительные работы ведутся «с листа».

 

- Расскажите о конструктивных особенностях запроектированного  здания.

 

- Здание имеет сложное объемно планировочное решение, состоящее из 8-этажного инженерного корпуса и 10-этажного административного здания со встроенной поликлиникой. Оба объема объединяются освещаемым атриумом с завершением на кровле зенитным фонарём. Из атриума  можно попасть как в одну, так и во вторую часть здания, хотя при этом предусмотрены и изолированные входы.  Южное крыло (первый пусковой комплекс) представляет собой параллелепипед, в котором размещаются инженерные службы и часть административных помещений. В северном крыле (второй пусковой комплекс) полукруглой конфигурации размещаются административные помещения и постоянно действующая медицинская комиссия. Здание имеет общее двухэтажное подвальное помещение с размещением в нем автостоянки на 45 а/м, ЦТП, насосной с водомерным узлом, трансформаторной подстанции, венткамер и технических помещений инженерного обслуживания и служебных помещений. Несущие конструкции здания (фундаменты, стены подвала, колонны, ригели, стены жесткости, перекрытия, лифтовые шахты, лестницы) – монолитные железобетонные. По верхнему этажу лестничная клетка связана с существующим метрополитеновским  зданием стеклянным переходом, представляющем собой мощнейшую балку с креплением на двух внешних опорах. Здание оборудовано всеми необходимыми видами инженерного обеспечения.

 

- А что можно сказать об отделке здания?

 

- Каждый из корпусов имеет свои фасадные характеристики, учитывающие различия в их структуре и расположении. Фасады, вентилируемые с утеплителем.  Первые два этажа облицованы естественным камнем, далее по инженерному корпусу облицовка крупноразмерной керамогранитной плиткой – два этажа со скрытым креплением плит, а выше – с открытым. Кроме того, частично фасад облицован «Алюкобондом», что в сочетании с керамогранитом придает зданию неповторимый архитектурный облик. Во внутренней отделке использованы современные долговечные материалы. В общественных помещениях (совещательные залы, конференц-залы, залы для переговоров) на полах применен полированный гранитный камень. В кабинетах полы отделаны крупноразмерным паркетом из естественного дерева, в рабочих и подсобных помещениях полы покрыты луминатом, а на лестницах и коридорах – шлифованным и полированным керамогранитом. Стены в общественных местах отделаны декоративным искусственным камнем, окрашены многослойными французкими красителями и другими видами декоративной отделки. Потолки подвесные из плитки «Акмиграна», гипсокартонные, реечные из алюминия. Можно прямо сказать, что отделка здания по многим позициям превосходит общепринятые европейские стандарты.

 

- Какие нестандартные проблемы вам пришлось решать при проектировании этого здания?

 

- Здание инженерных служб очень сложно в конструктивном отношении. На выделенном земельном участке ещё до начала проектирования частично были выполнены фундаментные работы для спецсооружения, которое первоначально планировалось там построить. Наши конструкторы решили не выходить за те фундаменты, которые уже существовали в натуре на площадке, и поставить здание на них. В результате была реализована  схема «консоль на консоли», то есть часть здания выступает над фундаментом, а выше этажи ещё больше выступают над нижними этажами, поскольку при размещении на верхних этажах  диспетчерских кругов потребовалось увеличить площадь этих этажей по сравнению с нижними. Сам по себе диспетчерский круг – это помещение порядка 70 кв. м, в котором находится   пульт управления какой-либо веткой метрополитена. Управление производится диспетчерами с пяти компьютеризированных рабочих мест. Количество диспетчерских кругов равно числу действующих веток метрополитена плюс два в качестве резерва на развитие.

 

Поскольку заказчик выставил требование по технологическому соединению старого здания с новым, нам пришлось прокладывать множество кабелей.   Для того, чтобы разместить короба для прокладки кабелей, которые идут в пять рядов под полами, пришлось увеличивать высоту первого и второго этажа, с чем возникло много сложностей, поскольку при увеличении объёмов строительства и его стоимости увеличения полезной площади не происходило. Однако нам удалось убедить инвестора в правильности наших решений.

 

По ходу строительства из-за сокращения площадей,  выделяемых под медицинскую службу, нам  пришлось переделывать технологию всей поликлиники, в частности – технологию кабинетов. Кроме того, в связи со сменой поставщика медоборудования все электрические подводки, водоснабжение, водоотвод и т.д. тоже пришлось переделывать.

 

- В каком состоянии на данный момент находится здание?

 

- Сейчас здание полностью передано в эксплуатацию. Основная заслуга в реализации  этого проекта принадлежит ЗАО «Моспромстрой». В инженерном корпусе метрополитеновцы уже работают. Завершается  доводка  поликлиники: завозится мебель, комплектуются медицинские кабинеты. Частично она уже функционирует, но для отделения водолечения, к примеру, оборудование только недавно поставлено, и его в настоящее время устанавливают и монтируют.  В целом же, можно отметить, что наши проектировщики достойно справились с возложенной на них задачей по разработке рабочей документации по строительству такого необычайно ответственного объекта городской транспортной инфраструктуры.

 


| начало документа | содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz