| содержание раздела | главная страница |

 

 

Сергей БОРОДИН

 

 

 

                              

УНИКАЛЬНОСТЬ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА «МОСПРОЕКТА-4»

 

Абсолютным победителем городского конкурса «Лучший реализованный проект 2006 года в области инвестиций и строительства» среди победителей в номинациях конкурсной комиссией (жюри) был признан проект по строительству нового корпуса больницы им. Боткина. Заместитель генерального директора ГУП МИИП «Моспроект-4», кандидат архитектуры Андрей Владимирович Лебедев, рассказал представителю нашего журнала о творческих успехах коллектива института.

 

Корпус Боткинской больницы проектировали  сотрудники седьмой  мастерской, одной из старейших в нашем институте.

 

Новый корпус больницы им. Боткина – чрезвычайно сложное, высоко технологичное сооружение. Хочу заметить, объекты гражданского строительства больниц подобного уровня у нас в стране могут проектировать очень немногие. Специалисты, знакомые с зарубежными учреждениями такого рода, склонны полагать, что новый корпус Боткинской больницы немногим отличается от лучших образцов сооружений подобного назначения. В основе своей этот дом достаточно цивилизован и состоялся по самым серьёзным архитектурным меркам. При этом надо принимать во внимание, что нам пришлось заниматься проектом в режиме так называемого параллельного проектирования, ведущегося  параллельно со строительством. В последнее время нашим проектировщикам приходится практически постоянно трудиться в подобном режиме, когда бывает чрезвычайно сложно получить относительно высокое качество работы, получить единый, целостный, выдержанный проект. И достигнутый результат лишний раз показывает, что в институте работают профессиональные, грамотные специалисты, имеющие опыт работы в непростых, можно сказать,  экстремальных условиях на суперсложных объектах.

 

Помимо проектирования таких знаковых сооружений мы делаем так же и всю поликлиническую сеть города, все стационары как городского, так и федерального уровня. На этом направлении у нас практически нет серьёзной конкуренции, прежде всего, потому, что нам удалось сохранить технологов, специализирующихся в области здравоохранения, которых больше нигде уже нет, поскольку другие проектные организации к настоящему времени от них целенаправленно избавились. А в нашем институте функционирует полноценная технологическая служба под руководством Светланы Валентиновны Канавиной.

 

Кроме того, большинство тех организаций ведомственного и федерального уровня, которые в прошлом занимались проектированием больниц, госпиталей и т.д., в последние годы по тем или иным обстоятельствам прекратили своё существование. В 90-х годах за небольшим исключением (как, например, ЦНИИЭПжилища) были ликвидированы  практически все основные головные проектные институты, так называемые ЦНИИпы. То есть канули в Лету флагманы советской архитектуры, которые строили всю страну (например, институт учебных зданий или  Мезенцевский институт, проектировавший все театры, цирки и т.д., то есть все крупные, знаковые сооружения, которыми определялось лицо общества).

 

Нашим проектировщикам, которые занимались проектом Детского театра эстрады, удалось претворить в реальность так же и свои идеи по принципиально новому для столицы подходу в вопросе восстановления исторически значимого городского пространства. Детский театр эстрады послужил прекрасным поводом для преобразования чрезвычайно непростой, бросовой, крайне трудной в освоении  территории на Спартаковской улице, вокруг которой было много споров, скандалов и всего остального, что бывает в таких случаях, поскольку мало того, что к этой площадке вплотную примыкает жильё, её окружение отмечено целым рядом градостроительных ошибок всех эпох развития города. Ведь все городские усадьбы по Спартаковской улице были «приговорёнными», ибо находились далеко за красной линией  генпланов 1937 и даже 1975 годов. Эти усадьбы должны были быть снесены, за счет чего  улица должна была быть расширена. Тем не менее, эти островки прошлой застройки каким-то чудом продолжали существовать вплоть до наших дней, благодаря чему у нас появилась возможность не просто механически «сшить» их, а буквально вылечить этот кусочек городской территории. И не просто залечить его, а сообщить ему некое новое качество ценой использования уже забытого приёма по созданию открытого пешеходного пассажа.

 

Мы были уверены, что, наконец-то, настало время, когда застройщики должны нести некую ответственность перед городом.  И хотя у нас в стране она законодательно никоим образом не оформлена, в других странах, где заботятся о качестве городской среды,  существует жесткая система обязательств  застройщика по благоустройству участка, на котором производится строительство. В нашем случае всё окружающее пространство площадки застройки – это территория бывшей Немецкой слободы, отношение к существующей здесь застройке всегда было самое варварское. Именно по этой причине данная территория сегодня значительно отстаёт в своём развитии от других районов города, даже несмотря на то, что район Лефортово со всеми своими дворцами, сооружениями и регулярной планировкой в своё время явился предтечей Петербурга. Строго говоря, в какой-то период времени именно Лефортово стало вторым центром Москвы, а основными улицами были Покровка и немецкие улицы, по которым Пётр I ездил из Кремля в Немецкую слободу. В дальнейшем вдоль этих улиц  выстраивались дворянские усадьбы. Со временем интерес к этому району существенно снизился, хотя его ландшафтные качества и градостроительный потенциал продолжали оставаться весьма значительными.

 

Я считаю, что сооружение пассажа положило начало возрождению всех этих уникальных, удивительных территорий.  Нам удалось убедить заказчика оставить улицу для города вместо массированной застройки этого пространства на Спартаковской улице, что архитектурный прием строительства пассажа для этого места более органичен, более естественен и  позволит более эффективно использовать эту территорию, нежели прямо противоположное решение. Можно сказать, что это один из немногих примеров цивилизованного поведения застройщика в городе, когда он не просто безумно увеличивает количество квадратных метров, а создаёт привлекательное для людей место, куда они будут идти с удовольствием, поскольку там созданы все условия для их комфортного пребывания.

 

Елоховский пассаж направлен прямо на ось основного купола Богоявленского собора.  При любой погоде отражение храма и прекрасно оформленный портал  внутри пассажа доставляют людям радость, в чём  состоит основная идея такого его расположения.  Проектируя пассаж, мы довольно мягко обошлись и с тем архитектурным окружением, которое существует с его тыльной стороны: в ходе строительства нам удалось обустроить  в стилистике пассажа проезд, параллельный Спартаковской улице.

 

Поскольку это инвестиционный проект, городу отдаётся его часть в виде Детского театра, который являет собой некоторую часть всего комплекса пассажа. Сам по себе театр получился уютным, симпатичным, удачным и очень детским. Детям должно быть в нём комфортно, радостно и интересно. Зал получился соразмерным, а весь театр в целом – вполне человечным и добрым.

 

Печально сознавать, что при огромных объёмах строительства наш город не получает пространств такого оптимистического качества, которых он заслуживает. В советские времена строили, к примеру, набережные, проспекты, крупные площади, высотные здания и т.д. Построенные дома были не только «ящиками», в которые «вставлены» квартиры обитателей, не знающих друг друга. Дом нес ещё и некоторые обязательства в отношении города: формировал все те городские пространства, по которым мы сегодня  путешествуем, в которых мы живём. Нынешние дома такого рода обременения категорически отвергают самим характером своей архитектуры.  

 

С такими мыслями мы занимались проектом Ходынки с площадью  застройки, составляющей 2 млн. кв. метров. Это крупный проект, может он не самый крупный в Москве, но я считаю, что качественно он существенно отличается от всего того, что нынче делается в городе. Будучи не самым крупным по своим техническим параметрам, он является самым крупным по градостроительному потенциалу, по заложенным в нём решениям, по самому характеру этих решений. Проект показывает, в городе, особенно в современном, эффективно могут и должны выживать именно такого рода формы организации пространства, которые были реализованы в проекте. Нестандартный подход был применён нами и при проектировании здания инженерных служб Метрополитена со встроенной поликлиникой на улице Гиляровского, который является продолжением существующего метрополитеновского  комплекса, основные здания которого находятся на проспекте Мира. В новом здании было решено сделать, по существу, две основные вещи.

 

Во-первых, поликлинику, которая обслуживала бы метрополитеновские  бригады. Это важно, поскольку у метрополитеновцев со временем обнаруживается целый ряд профессиональных заболеваний, вызванных очень напряжённой, сложной  работой. Для диагностики и лечения таких профзаболеваний требуются особые специалисты, которые теперь сосредоточены в этом новом здании.

 

Во-вторых, диспетчерские службы метрополитена, для чего предназначены два блока этого здания. Диспетчеры, в руках которых находится вся безопасность движения подвижного состава метрополитена, просто обязаны иметь комфортные условия для работы и оперативное высококачественное медицинское обслуживание.  

В этом же здании находятся и кабинеты руководителей метрополитена. Все это объединяется вестибюлем с порталом. Новый комплекс соединяется переходом со старым зданием. За этот дом опять же нам не стыдно. Мы стремились сделать здесь маленький дом-город. Вообще же, градоподобие (внутренние площади, улицы)  проектируемых нами домов проявляется в том, что вся совокупность элементов, из которых состоят эти здания, является чем-то большим, нежели просто дом.

 

Нельзя не сказать и о городской программе по ФОКам, которую в полном объёме в 2007 году было поручено делать нашему институту. Стройку мы не держали ни одного часа, ни одного дня, подвергаясь, тем не менее, постоянной жесткой критике со стороны заказчиков, а иногда под влиянием заказчика – и со стороны руководства города. Уверен, что за те дома ФОКов, которые будут построены по нашим индивидуальным проектам в 40 различных адресах Москвы, ни нам, ни городу стыдно не будет. После завершения программы ФОКов 2007 года в качестве ее продолжения начинается программа ФОКов 2008 года, предусматривающая как новые индивидуальные, так и повторно применяемые проекты.

 

Главная же сложность при выполнении этой программы состояла в проектировании выноса старых инженерных сетей и прокладки новых, что связано с массой согласований. Все эти чрезвычайные сложности приходилось преодолевать по одной простой причине – свободных участков в городе сегодня уже не осталось, а те участки, на которые мы приходим, имеют огромное количество обременений. При этом вынос сетей – это типично наша болезнь. Цивилизованный мир этой процедуры не знает: там есть места и коридоры, в которых проложены городские инженерные сети, и есть определённые места, в которых ведётся только застройка, где сетям не положено лежать. У нас же, поскольку земля была ничья, всё это перемешано. Поэтому нам приходится выносить огромное количество сетей, в том числе тяжелейших диаметров, включая и магистральные. По сути, мы являемся заложниками строительных просчетов предыдущих периодов  строительства Москвы.

 

При всём уважении к программе ФОКов не могу не заметить, что она не совсем по профилю нашего института, который изначально создавался для проектирования технологически сложных домов уровня Боткинской больницы. Наши кадры нацелены на вдумчивую, качественно-сложную работу, которая диссонирует с  подобным конвейерным проектированием ФОКов. Поэтому очень бы хотелось, чтобы в дальнейшем использование профессионального потенциала специалистов нашего института было адекватным их уникальным знаниям и опыту.

      

 


| начало документа | содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz