| содержание раздела | главная страница |

 

Сергей БОРОДИН

 

 

                                 

ПОЛВЕКА СОЗИДАНИЯ УНИКАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРИИ СТОЛИЦЫ

 

Государственный институт по изысканиям и проектированию инженерных сооружений и коммуникаций в г. Москве (ГУП «Мосинжпроект»), основанный в 1958 году на базе институтов «Дормостпроект» и «Мосподземпроект», обеспечивает организации инвестиционно-строительного комплекса Москвы документацией на строительство объектов инженерной инфраструктуры города.

 

За прошедшие полвека яркой и насыщенной деятельности институт прославился своими достижениями, основу которых составляют блестящие традиции знаменитой инженер­ной школы, созданной за прошедшие годы в стенах «Мосинжпроекта». В становление и развитие института неоценимый вклад внесли директора Игорь Николаевич Муравьев, ос­новавший «Мосинжпроект», Владимир Алек­сеевич Филимонов и Светлана Федоровна Панкина. Этими людьми были заложены за­мечательные основы дисциплины и культуры учебного, научного и производственного про­цессов, которые удалось не только сохранить, но и всемерно преумножить.

 

По проектам института создана почти вся современная инженерно-транспортная инф­раструктура города: построены крупнейшие ав­томагистрали Москвы и инженерные сооружения на них, магистральные водоводы от водопровод­ных станций во все районы города, канали­зационные каналы и коллекторы к насосным станциям и станциям аэрации, магистральные тепловые сети от городских теплоэлектроцентра­лей, очистные сооружения на московских реках. Инженерное обеспечение всех районов массо­вой жилой застройки, а также реконструкция центра города осуществлялись в соответствии с проектной документацией, разработанной в проектных мастерских института.

 

В число крупных, особо сложных и уникальных объектов, в которых коллектив института прини­мал участие, проектируя инженерное обеспече­ние, входят сооружение основных строительных конструкций и перекладка подземных коммуни­каций торгово-рекреационного комплекса на Манежной площади площадью более 70 тыс. кв. метров, реконструкция Московской кольцевой автомобильной дороги, транспортной развязки на пересечении Ленинского проспекта и проспек­та Вернадского, реконструкция проспекта Мира, Боровского шоссе, благоустройство территории в Южном Бутово и в ГМЗ «Царицыно».

 

«Мосинжпроект» являлся генпроектировщиком Третьего транспортного кольца Москвы, главной особенностью которого стало смещение акцен­тов при проектировании сложных транспортных развязок от преимущественного строительства мостов и путепроводов к строительству протя­женных городских тоннелей с максимальным использованием в их пределах подземного и надземного пространства. Кроме того, инсти­тутом созданы проекты новой мощной системы городской канализации, а также реконструкции нескольких объектов Большой Ленинградки, включая многоэтажный подземный комплекс на площади Тверской заставы, транспортное пересечение с Третьим транспортным кольцом, развязку на выезде с Ходынского поля с уст­ройством транспортного тоннеля, а также развязки на пересечении с Головинским шоссе и с Фестивальной улицей. В настоящее время институтом разрабатывается проектно-сметная документация участка Четвертого транспортного кольца на участке от Рязанского проспекта до Открытого шоссе.

 

Всего же в столице сотрудники «Мосинжпроекта» за полвека созидательной деятельности инсти­тута произвели изыскания и запроектировали свыше 25 тыс. км инженерных сетей различно­го назначения, более 4 тыс. км городских ав­томобильных дорог, более 100 транспортных пересечений в разных уровнях, 300 подземных пешеходных переходов, более 400 км коллек­торов для подземных коммуникаций, десятки водоемов, объектов благоустройства и других инфраструктурных объектов.

 

Стереотипное представление о работе проек­тировщика давно устарело: в институте на ра­бочих местах проектировщиков уже не найти чертежных досок и кульманов – все компью­теризировано, внедрена и сертифицирована система качества по новой версии междуна­родных стандартов ISO 9000:2000, выпуск сов­ременной проектно-сметной документации на электронных носителях. Москва стремительно строится, оснащается новыми видами энергии, и ей нужны, причем в кратчайшие сроки, новые дороги, мосты, путепроводы, дополнительные подземные коммуникации. Это означает, что специалисты института должны уверенно справ­ляться с ужесточением временного режима для проектных исследований и решений. Соответс­твовать современному ритму времени удается во многом благодаря активному внедрению в процесс проектирования инновационных реше­ний: к примеру, проектирование водопроводов из чугунных труб, что впервые было применено при прокладке коммуникаций по Ленинградско­му проспекту. Следует отметить, что в проектах института получили широкое применение пере­довые бестраншейные технологии прокладки коммуникаций с применением щитовой про­ходки, микротоннелирования, горизонтально направленного бурения, позволяющие произ­водить строительство, реконструкцию и ремонт изношенных сетей, а также сооружать новые коммуникации в районах сложившейся застрой­ки под улицами и дорогами. В своих проектах институт широко применяет бестраншейные технологии и при строительстве транспортных тоннелей.

 

Все более широкое распространение в проек­тах «Мосинжпроекта» получают прогрессивные методы бестраншейной прокладки инженерных коммуникаций с применением микротоннелепроходческих комплексов (МТПК) диаметром от 400 мм до 2500 мм. Еще в 1994 году спе­циалистами института по предложению треста ГПР-3 была выполнена корректировка проекта канализационного коллектора по Тайнинской улице с применением МТПК AVN 400 фирмы «Херренкнехт АГ». Проходка по длине более 300 м осуществлялась с прокладкой полимербетонных труб фирмы «Майер Пайпс» (Германия). Уже тогда стало ясно, что применение микротонелепроходческих комплексов для прокладки инженерных коммуникаций целесообразно как с технической, так и с экономической точки зре­ния. Сегодня институт «Мосинжпроект» являет­ся членом Российского общества по внедрению бестраншейных технологий (НП РОБТ).

 

Новое слово в тоннелестроении, не имеющее аналогов, – технология посекционного продавливания конструкций тоннеля по предваритель­но встроенным направляющим микротоннелям. С применением этой технологии в Москве за­проектировано и осуществлено несколько транспортных развязок. Так, при строительстве Нахимовского тоннеля на Четвертом транспорт­ном кольце столицы специалисты «Мосинжпро­екта» впервые разработали и осуществили на практике технологию продавливания монолит­ных железобетонных полносекционных обделок под четыре полосы движения.

 

«Мосинжпроект» первым в Москве начал раз­рабатывать проекты закрытых переходов ме­тодом горизонтально-направленного бурения (ГНБ), выпустив проект закрытого перехода под железной дорогой в районе станции «Перер­ва» для прокладки кабелей от РТС «Курьяно­во». Метод ГНБ не требует разработки больших котлованов или шахт, поскольку машины уста­навливаются на дневной поверхности и бурят скважины с заданными радиусами и выходом на дневную поверхность. За 8 лет было выпу­шено более 1000 проектов закрытых переходов (более 70 км трасс), большая часть из которых уже построена.

 

Во всех проектах института повышенное вни­мание уделяется экологическим аспектам про­ектных решений. Каждая будущая стройка обязательно сопровождается объемным экологическим разделом проекта. В нем учитыва­ется текущее и перспективное воздействие на природные компоненты с точки зрения всех сфер – воздуха, акустической среды, поверхност­ных и подземных вод, животного и растительного мира, геологической среды, почв.

 

В институте за многие годы сложился сла­женный и дружный коллектив, который не распался даже в сложные 90-е годы, когда по причине отсутствия профильных заказов инженерам, чтобы прокормить свои семьи, приходилось заниматься подсобными рабо­тами. Но коллектив удалось сохранить – ни один сотрудник не ушел, потому что проекти­ровщики, воспитанные в традициях института, прекрасно понимали, что их знания и профес­сиональные навыки обязательно понадобятся Москве. В институт пришло много молодых специалистов – выпускников авторитетных высших строительных учебных заведений Мос­квы – горного, строительного, автодорожного университетов, которым опытнейшие профес­сионалы передают знания. Квалифицирован­ные кадры – это сегодняшняя опора и будущее «Мосинжпроекта».

 

На сегодняшний день в коллективе трудятся 1200 человек.

 

Высочайший профессионализм сотрудни­ков, наряду с активным применением сов­ременных инновационных технологических решений, позволяет институту «Мосинжпро­ект» обеспечивать надежную проектную базу для строительства и реконструкции Москвы. Именно эти факторы лежат в основе того, что выполнение самых важных и сложных про­ектных работ в области инженерной инфра­структуры города столичное правительство доверяет «Мосинжпроекту».

 

 

 


| содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz