Сергей БОРОДИН
Государственный институт по изысканиям и
проектированию инженерных сооружений и коммуникаций в г. Москве (ГУП
«Мосинжпроект»), основанный в 1958 году на базе институтов «Дормостпроект» и «Мосподземпроект»,
обеспечивает организации инвестиционно-строительного комплекса Москвы
документацией на строительство объектов инженерной инфраструктуры города.
За
прошедшие полвека яркой и насыщенной деятельности институт прославился своими
достижениями, основу которых составляют блестящие традиции знаменитой инженерной
школы, созданной за прошедшие годы в стенах «Мосинжпроекта». В становление и
развитие института неоценимый вклад внесли директора Игорь Николаевич Муравьев,
основавший «Мосинжпроект», Владимир Алексеевич Филимонов и Светлана Федоровна
Панкина. Этими людьми были заложены замечательные основы дисциплины и культуры
учебного, научного и производственного процессов, которые удалось не только
сохранить, но и всемерно преумножить.
По
проектам института создана почти вся современная инженерно-транспортная инфраструктура
города: построены крупнейшие автомагистрали Москвы и инженерные сооружения на
них, магистральные водоводы от водопроводных станций во все районы города,
канализационные каналы и коллекторы к насосным станциям и станциям аэрации,
магистральные тепловые сети от городских теплоэлектроцентралей, очистные
сооружения на московских реках. Инженерное обеспечение всех районов массовой
жилой застройки, а также реконструкция центра города осуществлялись в
соответствии с проектной документацией, разработанной в проектных мастерских
института.
В
число крупных, особо сложных и уникальных объектов, в которых коллектив
института принимал участие, проектируя инженерное обеспечение, входят
сооружение основных строительных конструкций и перекладка подземных коммуникаций
торгово-рекреационного комплекса на Манежной площади площадью более 70 тыс. кв.
метров, реконструкция Московской кольцевой автомобильной дороги, транспортной
развязки на пересечении Ленинского проспекта и проспекта Вернадского,
реконструкция проспекта Мира, Боровского шоссе, благоустройство территории в
Южном Бутово и в ГМЗ «Царицыно».
«Мосинжпроект»
являлся генпроектировщиком Третьего транспортного кольца Москвы, главной
особенностью которого стало смещение акцентов при проектировании сложных
транспортных развязок от преимущественного строительства мостов и путепроводов
к строительству протяженных городских тоннелей с максимальным использованием в
их пределах подземного и надземного пространства. Кроме того, институтом
созданы проекты новой мощной системы городской канализации, а также
реконструкции нескольких объектов Большой Ленинградки, включая многоэтажный
подземный комплекс на площади Тверской заставы, транспортное пересечение с
Третьим транспортным кольцом, развязку на выезде с Ходынского поля с устройством
транспортного тоннеля, а также развязки на пересечении с Головинским шоссе и с
Фестивальной улицей. В настоящее время институтом разрабатывается проектно-сметная
документация участка Четвертого транспортного кольца на участке от Рязанского
проспекта до Открытого шоссе.
Всего
же в столице сотрудники «Мосинжпроекта» за полвека созидательной деятельности
института произвели изыскания и запроектировали свыше 25 тыс. км инженерных
сетей различного назначения, более 4 тыс. км городских автомобильных дорог,
более 100 транспортных пересечений в разных уровнях, 300 подземных пешеходных
переходов, более
Стереотипное
представление о работе проектировщика давно устарело: в институте на рабочих
местах проектировщиков уже не найти чертежных досок и кульманов – все компьютеризировано,
внедрена и сертифицирована система качества по новой версии международных
стандартов ISO 9000:2000, выпуск современной
проектно-сметной документации на электронных носителях. Москва стремительно
строится, оснащается новыми видами энергии, и ей нужны, причем в кратчайшие
сроки, новые дороги, мосты, путепроводы, дополнительные подземные коммуникации.
Это означает, что специалисты института должны уверенно справляться с
ужесточением временного режима для проектных исследований и решений. Соответствовать
современному ритму времени удается во многом благодаря активному внедрению в
процесс проектирования инновационных решений: к примеру, проектирование
водопроводов из чугунных труб, что впервые было применено при прокладке
коммуникаций по Ленинградскому проспекту. Следует отметить, что в проектах
института получили широкое применение передовые бестраншейные технологии
прокладки коммуникаций с применением щитовой проходки, микротоннелирования,
горизонтально направленного бурения, позволяющие производить строительство,
реконструкцию и ремонт изношенных сетей, а также сооружать новые коммуникации в
районах сложившейся застройки под улицами и дорогами. В своих проектах
институт широко применяет бестраншейные технологии и при строительстве
транспортных тоннелей.
Все
более широкое распространение в проектах «Мосинжпроекта» получают
прогрессивные методы бестраншейной прокладки инженерных коммуникаций с
применением микротоннелепроходческих комплексов (МТПК) диаметром от
Новое
слово в тоннелестроении, не имеющее аналогов, – технология посекционного
продавливания конструкций тоннеля по предварительно встроенным направляющим
микротоннелям. С применением этой технологии в Москве запроектировано и
осуществлено несколько транспортных развязок. Так, при строительстве
Нахимовского тоннеля на Четвертом транспортном кольце столицы специалисты
«Мосинжпроекта» впервые разработали и осуществили на практике технологию
продавливания монолитных железобетонных полносекционных обделок под четыре
полосы движения.
«Мосинжпроект»
первым в Москве начал разрабатывать проекты закрытых переходов методом
горизонтально-направленного бурения (ГНБ), выпустив проект закрытого перехода
под железной дорогой в районе станции «Перерва» для прокладки кабелей от РТС
«Курьяново». Метод ГНБ не требует разработки больших котлованов или шахт,
поскольку машины устанавливаются на дневной поверхности и бурят скважины с
заданными радиусами и выходом на дневную поверхность. За 8 лет было выпушено
более 1000 проектов закрытых переходов (более
Во
всех проектах института повышенное внимание уделяется экологическим аспектам
проектных решений. Каждая будущая стройка обязательно сопровождается объемным
экологическим разделом проекта. В нем учитывается текущее и перспективное
воздействие на природные компоненты с точки зрения всех сфер – воздуха,
акустической среды, поверхностных и подземных вод, животного и растительного
мира, геологической среды, почв.
В
институте за многие годы сложился слаженный и дружный коллектив, который не
распался даже в сложные 90-е годы, когда по причине отсутствия профильных
заказов инженерам, чтобы прокормить свои семьи, приходилось заниматься
подсобными работами. Но коллектив удалось сохранить – ни один сотрудник не
ушел, потому что проектировщики, воспитанные в традициях института, прекрасно
понимали, что их знания и профессиональные навыки обязательно понадобятся
Москве. В институт пришло много молодых специалистов – выпускников авторитетных
высших строительных учебных заведений Москвы – горного, строительного,
автодорожного университетов, которым опытнейшие профессионалы передают знания.
Квалифицированные кадры – это сегодняшняя опора и будущее «Мосинжпроекта».
На
сегодняшний день в коллективе трудятся 1200 человек.
Высочайший
профессионализм сотрудников, наряду с активным применением современных
инновационных технологических решений, позволяет институту «Мосинжпроект»
обеспечивать надежную проектную базу для строительства и реконструкции Москвы.
Именно эти факторы лежат в основе того, что выполнение самых важных и сложных
проектных работ в области инженерной инфраструктуры города столичное
правительство доверяет «Мосинжпроекту».