| содержание раздела | главная страница |

 

Сергей БОРОДИН

 

 

                                            

СВАО: НОВАТОРСКИЙ ПОДХОД К ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

 

 

Северо-Восточный административный округ традиционно находится на переднем крае движения по всемерному улучшению качества городской среды. Комплексная, тщательно продуманная, креативная деятельность окружной и районных властей в тесном взаимодействии с общественностью позволяет округу неуклонно продвигаться к высокому качеству городской среды, образно называемой «городом-садом». О значимых свершениях в этой сфере в жизни округа рассказывает префект СВАО Ирина Яковлевна Рабер.

 

 

-  Ирина Яковлевна, Северо-Восточный округ славен своими инновациями в части благо­устройства окружающей среды. Расскажите, пожалуйста, о них.

 

-  Прежде всего, надо отметить, что в сегодняшних условиях всем участникам процесса распределе­ния городского заказа очень важно рациональ­но использовать имеющиеся на данный момент средства. Это очень непросто, если поддержи­вать системы жизнедеятельности населения и обустройства жизни людей в соответствии с высочайшими требованиями к качеству город­ской среды XXI века.

 

Если говорить об инновациях, то мы, к примеру, продемонстрировали новый подход при разра­ботке общей концепции не только благоустройс­тва территории, но и рекламно-оформительского пространства. Например, на Ярославском шоссе оформление рекламы в качестве составной части вошло в общее восприятие человеком окружающей среды. И такой подход нам представляется более правильным, более целостным и осмысленным. Кроме того, мы активно проводим концепцию комплексного благоустройства районов уже на этапе строительства, в частности, в районе Северный, где на данный момент разработаны два крупных проекта благоустройства территории – бульвар вдоль Дмитровского шоссе и территория Хлебниковского лесопарка. В настоящий момент ведется проектирование по территории усадьбы Архангельское-Тюриково. Так что в 2009 году вслед за строителями мы придем в Северный с благоустроительными работами.

 

-  Ваш округ один из первых в Москве стал за­ниматься благоустройством междворовых пространств. Как продвигается работа в этом направлении?

 

-  Мы исходим из того, что дворы – это достаточ­но замкнутая и стесненная территория. Плюс к этому во дворах нужно запроектировать многое из того, что в определенной степени мешает комплексному благоустройству. Например, необходимо предусмотреть возможность проезда специальной техники, гостевые карманы для парковки автомобилей и многое другое. Поэ­тому зеленые пространства сужаются. В связи с этим мы ищем варианты благоустройства междворовых пространств, рассматривая их как продолжение зоны рекреации для дворов. И, в определенной степени (особенно там, где жилые массивы примыкают, скажем, к территориям рек или прудов природного комплекса, который расположен в нашем округе) эти зоны задействуются в целях досуга и отдыха жителей.

 

Когда в подобных случаях все пущено на са­мотек, когда жители просто ходят гулять на эти неблагоустроенные территории, не приспособ­ленные для серьезной антропогенной нагрузки, окружающая среда деградирует. Такая террито­рия должна как минимум регулярно убираться. Если этого не будет происходит, то она, в конце концов, превратится в свалку мусора.

 

- А как обстоят дела с парковкой машин в зо­нах отдыха?

 

-  Если говорить о новом в нашей работе, то нельзя не сказать об экологических парковках. Сегодня они жизненно необходимы, потому что, с одной стороны, территория природного комплекса не должна уменьшаться, а с другой –  нужно искать варианты парковок машин, которые неизбежно приезжают к зонам отдыха. Экологическая пар­ковка предполагает размещение машин на траве без нанесения ущерба грунту. Он укрепляется спе­циальным образом георешетками, в результате чего травяной покров не травмируется.

 

-  Есть ли еще какие-то значимые новации, ко­торые широко применяются в процессе благо­устройства территории округа?

 

- Если говорить еще о каких-то новшествах, то надо заметить, что сейчас благоустройство тесно завязано на программу комплексного капиталь­ного ремонта домов жилого сектора. Комплек­сный капитальный ремонт включает в себя все виды работ по дому, которые определены про­ектными институтами в техническом задании. То есть работы по капремонту выполняются в строгом соответствии с проектом.

 

В идеале хотелось бы входить во двор один раз и с капремонтом, и с благоустройством. Но ведь в одном дворе может быть несколько домов, пост­роенных в разные годы. У нас есть и 9, и 12, и 17-этажные дома. И все они образуют один общий двор. Поэтому в каждом конкретном случае надо смотреть по реальной ситуации. Конечно там, где можно одновременно ремонтировать дома и заниматься благоустройством, чтобы создать общую комфортную среду, мы стараемся это делать. Но так не всегда получается. Поскольку при капремонте часто возникает необходимость перекладки коммуникаций, работы по благоус­тройству территории дворов имеет смысл про­водить только там, где ремонт уже окончен. И я думаю, что создание микрорайонов XXI века, как их теперь называют, будет происходить в тех жилых массивах, где уже прошел комплексный капитальный ремонт.

 

- Сколько домов будет отремонтировано в те­кущем году?

 

- В этом году по округу 180 домов были в ремонте. Часть из них уже отремонтирована в комплексе с фасадами, заменой столярки и ремонтом балко­нов. 42 адреса вошли в программу 2008-2009 годов. По остальным работы по замене окон, балконов и утеплению фасадов будут прово­диться в последующие годы. Все будет зависеть от финансирования.

 

 

-Что вы можете сказать о развитии движения ТСЖ и становлении управляющих компаний?

 

- Программа ТСЖ успешно развивается. Так, во многих домах, где мы проводим капремонт, уже созданы ТСЖ. Где-то этот процесс идет активней, поскольку жители сами готовы к этому, где-то приходится проводить большую разъяснительную работу, но в целом процесс движется безостановочно.

 

Сегодня у нас нет активного рынка управляющих компаний, поэтому особенно не из кого выбирать. Действующие управляющие компа­нии – это в основном наши бывшие Дирекции единого заказчика, которые сегодня активно акционируются и выходят на рынок. На этот год практически повсеместно уже выбраны управляющие компании, а что будет дальше – время покажет.

 

- Как в округе идет процесс реновации бывших производственных территорий?

 

- Конечно же, проработки реновации территорий промзон мы проводим. Производственные территории  в определенной степени претерпевают изменения, где-то уплотняется застройка, где-то появляются административно-офисные площади, где-то – производственные. В округе   происходит реорганизация производственных территорий, что не означает массового выведе­ния промышленных предприятий из города. Ведь Москва – это не только город, где люди живут, но это еще и город, где люди работают. Поэтому нельзя огульно сокращать рабочие места.

 

Другое дело, что есть непрофильные для города промышленные предприятия, производствен­ные зоны которых могут освобождаться для других целей. Производится рационализация использования имеющихся территорий. Скажем, грузовой двор Рижского вокзала – яр­кий пример такой нерациональности. Процесс погрузки-выгрузки можно грамотно организо­вать и за пределами Москвы, переместив туда производственные мощности, а имеющуюся территорию постараться использовать более эффективно.

 

Или было в нашем округе предприятие ДОК-17. Сейчас на части его бывшей территории строится жилой комплекс «Триколор», а на другой части сохранены подразделения этого предприятия, которые связаны исключительно с маркетингом и реализацией продукции. Производственные же площади ДОК-17 выведены в Подмосковье. Освобождается, в частности, и территория совхоза Марфино, который был не совсем профильным для центральной части города предприятием. Там сейчас идет жилищное строительство.

 

Таким образом, в каждом конкретном случае вопрос решается индивидуально.

 

- Наверное, транспортная проблема, как и для всей столицы, тоже донимает округ - и Вам приходится ею постоянно заниматься?

 

- Думаю, что транспортная проблема, если мы го­ворим о пробках и заторах на дорогах, в ближай­шее время вряд ли решится. Многое делается: и Четвертое транспортное кольцо вскоре придет со строительством в наш округ, и магистрали у нас находятся в реконструкции, и Крестовский мост тоже активно реконструируется... Но, к сожалению, все это происходит не так быстро, как хотелось бы.

 

Но и здесь мы стараемся вводить инновации: прорабатывается проект использования желез­нодорожных путей для пуска трамвая в поселок Северный.

 

В округе все в большем числе появляются низкопольные трамваи и автобусы, потому что это необходимо для маломобильных групп граждан, тем более что следующий год объявлен Годом равных возможностей. Поэтому обновление подвижного состава парка происходит и в пос­ледующем будет происходить нарастающими темпами.

 

-  Как округ готовится к следующему году, объ­явленному Годом равных возможностей?

 

-  Следует отметить, что мы и раньше занима­лись этой программой. У нас было реализова­но несколько проектов. Недавно мы провели Молодёжный форум для людей с ограничен­ными возможностями «Равный среди равных» и уже традиционный XIII фестиваль для детей-инвалидов «Я люблю этот мир». В текущем году оборудовали достаточно большое количество сопряжений дорог с тротуарами для того, что­бы человек на коляске мог легко передвигать­ся по городу.

 

Сейчас мы формируем программу по приспо­соблению окружающей среды для людей с ог­раниченными возможностями уже на новый год. Занимаемся оборудованием и пандусов и поручней – всего того, чтобы маломобильному человеку было комфортно при перемещениях. Самой большой проблемой сейчас является метро, которое пока совсем не приспособле­но для людей на инвалидных колясках, хотя город и поставил перед собой решение этой задачи.

 

В своей работе учитываем также и тот факт, что такие люди неравномерно проживают в наших микрорайонах. К примеру, в Лианозово находит­ся Реабилитационный центр, поэтому там этой  проблемой мы занимались дольше и целенаправленней, потому и достигли большего.

 


| содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz