Сергей БОРОДИН
Северо-Восточный административный округ
традиционно находится на переднем крае движения по всемерному улучшению
качества городской среды. Комплексная, тщательно продуманная, креативная
деятельность окружной и районных властей в тесном взаимодействии с
общественностью позволяет округу неуклонно продвигаться к высокому качеству
городской среды, образно называемой «городом-садом». О значимых свершениях в
этой сфере в жизни округа рассказывает префект СВАО Ирина Яковлевна Рабер.
-
Ирина Яковлевна, Северо-Восточный округ славен своими
инновациями в части благоустройства окружающей среды. Расскажите, пожалуйста,
о них.
-
Прежде всего,
надо отметить, что в сегодняшних условиях всем участникам процесса распределения
городского заказа очень важно рационально использовать имеющиеся на данный
момент средства. Это очень непросто, если поддерживать системы
жизнедеятельности населения и обустройства жизни людей в соответствии с
высочайшими требованиями к качеству городской среды XXI века.
Если
говорить об инновациях, то мы, к примеру, продемонстрировали новый подход при
разработке общей концепции не только благоустройства территории, но и
рекламно-оформительского пространства. Например, на Ярославском шоссе
оформление рекламы в качестве составной части вошло в общее восприятие
человеком окружающей среды. И такой подход нам представляется более правильным,
более целостным и осмысленным. Кроме того, мы активно проводим концепцию
комплексного благоустройства районов уже на этапе строительства, в частности, в
районе Северный, где на данный момент разработаны два крупных проекта
благоустройства территории – бульвар вдоль Дмитровского шоссе и территория
Хлебниковского лесопарка. В настоящий момент ведется проектирование по
территории усадьбы Архангельское-Тюриково. Так что в 2009 году вслед за
строителями мы придем в Северный с благоустроительными работами.
-
Ваш округ один из первых в Москве стал заниматься
благоустройством междворовых пространств. Как продвигается работа в этом направлении?
-
Мы исходим из
того, что дворы – это достаточно замкнутая и стесненная территория. Плюс к этому
во дворах нужно запроектировать многое из того, что в определенной степени
мешает комплексному благоустройству. Например, необходимо предусмотреть возможность
проезда специальной техники, гостевые карманы для парковки автомобилей и многое
другое. Поэтому зеленые пространства сужаются. В связи с этим мы ищем варианты
благоустройства междворовых пространств, рассматривая их как продолжение зоны
рекреации для дворов. И, в определенной степени (особенно там, где жилые
массивы примыкают, скажем, к территориям рек или прудов природного комплекса,
который расположен в нашем округе) эти зоны задействуются в целях досуга и
отдыха жителей.
Когда в подобных случаях все пущено на самотек,
когда жители просто ходят гулять на эти неблагоустроенные территории, не
приспособленные для серьезной антропогенной нагрузки, окружающая среда
деградирует. Такая территория должна как минимум регулярно убираться. Если
этого не будет происходит, то она, в конце концов, превратится в свалку мусора.
- А как
обстоят дела с парковкой машин в зонах отдыха?
-
Если говорить о
новом в нашей работе, то нельзя не сказать об экологических парковках. Сегодня
они жизненно необходимы, потому что, с одной стороны, территория природного
комплекса не должна уменьшаться, а с другой – нужно искать варианты парковок машин, которые
неизбежно приезжают к зонам отдыха. Экологическая парковка предполагает
размещение машин на траве без нанесения ущерба грунту. Он укрепляется специальным
образом георешетками, в результате чего травяной покров не травмируется.
-
Есть ли еще какие-то значимые новации, которые широко
применяются в процессе благоустройства территории округа?
- Если говорить
еще о каких-то новшествах, то надо заметить, что сейчас благоустройство тесно
завязано на программу комплексного капитального ремонта домов жилого сектора.
Комплексный капитальный ремонт включает в себя все виды работ по дому, которые
определены проектными институтами в техническом задании. То есть работы по
капремонту выполняются в строгом соответствии с проектом.
В
идеале хотелось бы входить во двор один раз и с капремонтом, и с
благоустройством. Но ведь в одном дворе может быть несколько домов, построенных
в разные годы. У нас есть и 9, и 12, и 17-этажные дома. И все они образуют один
общий двор. Поэтому в каждом конкретном случае надо смотреть по реальной
ситуации. Конечно там, где можно одновременно ремонтировать дома и заниматься
благоустройством, чтобы создать общую комфортную среду, мы стараемся это
делать. Но так не всегда получается. Поскольку при капремонте часто возникает
необходимость перекладки коммуникаций, работы по благоустройству территории
дворов имеет смысл проводить только там, где ремонт уже окончен. И я думаю,
что создание микрорайонов XXI века, как их теперь называют, будет происходить в
тех жилых массивах, где уже прошел комплексный капитальный ремонт.
-
Сколько домов будет отремонтировано в текущем году?
-
В этом году по
округу 180 домов были в ремонте. Часть из них уже отремонтирована в комплексе с
фасадами, заменой столярки и ремонтом балконов. 42 адреса вошли в программу
2008-2009 годов. По остальным работы по замене окон, балконов и утеплению
фасадов будут проводиться в последующие годы. Все будет зависеть от
финансирования.
-Что вы можете сказать о развитии
движения ТСЖ и становлении управляющих компаний?
-
Программа ТСЖ успешно развивается. Так, во многих домах, где мы проводим
капремонт, уже созданы ТСЖ. Где-то этот процесс идет активней, поскольку жители
сами готовы к этому, где-то приходится проводить большую разъяснительную
работу, но в целом процесс движется безостановочно.
Сегодня
у нас нет активного рынка управляющих компаний, поэтому особенно не из кого выбирать.
Действующие управляющие компании – это в основном наши бывшие Дирекции единого
заказчика, которые сегодня активно акционируются и выходят на рынок. На этот
год практически повсеместно уже выбраны управляющие компании, а что будет
дальше – время покажет.
- Как в округе идет процесс
реновации бывших производственных территорий?
-
Конечно же, проработки реновации территорий промзон мы проводим. Производственные
территории в определенной степени
претерпевают изменения, где-то уплотняется застройка, где-то появляются
административно-офисные площади, где-то – производственные. В округе происходит реорганизация производственных
территорий, что не означает массового выведения промышленных предприятий из
города. Ведь Москва – это не только город, где люди живут, но это еще и город,
где люди работают. Поэтому нельзя огульно сокращать рабочие места.
Другое
дело, что есть непрофильные для города промышленные предприятия, производственные
зоны которых могут освобождаться для других целей. Производится рационализация
использования имеющихся территорий. Скажем, грузовой двор Рижского вокзала – яркий
пример такой нерациональности. Процесс погрузки-выгрузки можно грамотно
организовать и за пределами Москвы, переместив туда производственные мощности,
а имеющуюся территорию постараться использовать более эффективно.
Или
было в нашем округе предприятие ДОК-17. Сейчас на части его бывшей территории
строится жилой комплекс «Триколор», а на другой части сохранены подразделения
этого предприятия, которые связаны исключительно с маркетингом и реализацией
продукции. Производственные же площади ДОК-17 выведены в Подмосковье.
Освобождается, в частности, и территория совхоза Марфино, который был не совсем
профильным для центральной части города предприятием. Там сейчас идет жилищное
строительство.
Таким
образом, в каждом конкретном случае вопрос решается индивидуально.
- Наверное,
транспортная проблема, как и для всей столицы, тоже донимает округ - и Вам
приходится ею постоянно заниматься?
- Думаю, что
транспортная проблема, если мы говорим о пробках и заторах на дорогах, в
ближайшее время вряд ли решится. Многое делается: и Четвертое транспортное
кольцо вскоре придет со строительством в наш округ, и магистрали у нас
находятся в реконструкции, и Крестовский мост тоже активно реконструируется...
Но, к сожалению, все это происходит не так быстро, как хотелось бы.
Но
и здесь мы стараемся вводить инновации: прорабатывается проект использования
железнодорожных путей для пуска трамвая в поселок Северный.
В
округе все в большем числе появляются низкопольные трамваи и автобусы, потому
что это необходимо для маломобильных групп граждан, тем более что следующий год
объявлен Годом равных возможностей. Поэтому обновление подвижного состава парка
происходит и в последующем будет происходить нарастающими темпами.
-
Как округ готовится к следующему году, объявленному
Годом равных возможностей?
-
Следует отметить,
что мы и раньше занимались этой программой. У нас было реализовано несколько
проектов. Недавно мы провели Молодёжный форум для людей с ограниченными
возможностями «Равный среди равных» и уже традиционный XIII фестиваль для
детей-инвалидов «Я люблю этот мир». В текущем году оборудовали достаточно
большое количество сопряжений дорог с тротуарами для того, чтобы человек на
коляске мог легко передвигаться по городу.
Сейчас
мы формируем программу по приспособлению окружающей среды для людей с ограниченными
возможностями уже на новый год. Занимаемся оборудованием и пандусов и поручней –
всего того, чтобы маломобильному человеку было комфортно при перемещениях.
Самой большой проблемой сейчас является метро, которое пока совсем не
приспособлено для людей на инвалидных колясках, хотя город и поставил перед
собой решение этой задачи.
В
своей работе учитываем также и тот факт, что такие люди неравномерно проживают
в наших микрорайонах. К примеру, в Лианозово находится Реабилитационный центр,
поэтому там этой проблемой мы занимались
дольше и целенаправленней, потому и достигли большего.