Сергей БОРОДИН
В июне 2008 года столичное
государственное учреждение «Московские авиационные услуги» завершило
реконструкцию аэропорта города Иваново. А в декабре 2008 года совместный
инвестиционный проект Правительств Москвы и Ивановской области «Реконструкция и
развитие международного аэропорта «Иваново-Южный» был представлен для участия в
конкурсе «Лучший реализованный проект 2008 года в области инвестиций и
строительства».
В
2006 году Московским Правительством была разработана и принята «Городская
целевая программа возрождения и развития региональных перевозок с
использованием малой авиации на 2007-2010 годы». Цель этой программы –
создание условий для развития рынка услуг, предоставляемых на основе
пригородных, региональных и межрегиональных авиаперевозок, в частности, инвестиционное
развитие региональных аэропортов, главным образом в Центральном федеральном
округе России. Для реализации этой программы в 2006 году при столичном
Департаменте транспорта и связи было создано Государственное учреждение города
Москвы «Московские авиационные услуги» (ГУ «МАУ»), генеральным директором
которого был назначен Оводенко Михаил Аронович.
В
ГУ «МАУ» были приглашены высококлассные специалисты в различных областях
авиационной отрасли, способные эффективно решать поставленные перед учреждением
задачи.
Одним
из основных направлений деятельности ГУ «МАУ» стало участие в восстановлении,
модернизации и реконструкции региональных аэропортов.
В
рамках городской целевой программы Правительство Москвы поручило
Государственному учреждению «Московские авиационные услуги» восстановление и
реконструкцию ивановского аэропорта «Иваново-Южный».
Гражданский
аэропорт в Иваново был построен еще до Великой Отечественной войны, в 1939 году.
Из аэропорта выполнялись грузовые, почтовые и санитарные полеты как по самой
Ивановской области, так и за ее пределы. Действующий ныне аэропорт
«Иваново-Южный» был спроектирован и построен в 70-е годы минувшего века и
работал вплоть до 1996 года.
Потом,
более 10 лет, аэропорт был закрыт, со временем обветшал и оказался в
полуразрушенном состоянии. Ивановская область, практически, осталась без
пассажирского авиасообщения. И тогда на помощь ивановцам пришла столица.
Ивановский аэропорт был включен в программу Правительства Москвы по развитию
региональных авиаперевозок и его воссоздание стало первым пилотным проектом в
рамках этой программы.
27
апреля 2006 года Мэром Москвы Юрием Лужковым и губернатором Ивановской области
Михаилом Менем было подписано соглашение о участии Москвы в восстановлении и
реконструкции аэропорта «Иваново-Южный». Московское правительство получило
контрольный пакет акций ОАО «Авиационное предприятие «Золотое кольцо», на
балансе которого находится аэропортовый комплекс. В свою очередь,
Правительство Москвы вложило в реконструкцию аэропорта «Иваново-Южный» около 2
миллиардов рублей из столичного бюджета.
Специалистам
ГУ «МАУ» предстояло решать сложнейшую проблему. Аэропорт был на грани банкротства,
большая часть оборудования пришла в негодность. Объекты и инженерные сети полуразрушены.
То есть фактически всё предстояло отстраивать заново.
Было
проведено обследование аэропорта. Выяснилось, что необходимо поднимать из руин
96 инженерных сооружений, в первую очередь ключевые объекты: плоскостные
сооружения, светотехнику, ограждение по периметру со всеми системами
авиационной безопасности, здание аэровокзала, необходимо было также восстановить
систему тепло- и газоснабжения.
По
результатам обследования была определена программа-минимум – вернуть аэропорт
в рабочее состояние.
И работа
закипела. Впервые в истории современной России подобный масштабный проект по
вводу в эксплуатацию и сертификации деятельности всех служб аэропорта, в
среднем реализуемый за 5-7 лет, был осуществлен за 2 года!
За
2006-2008 годы завершено восстановление и реконструкция основных объектов.
Полностью перестроена взлетно-посадочная полоса. Восстановлены рулежные
дорожки, перрон, стоянки для воздушных судов и вертолетная площадка, аэропорт
был огражден по периметру. Создана водосточно-дренажная система, выполнены
работы по вводу в эксплуатацию модульной котельной, восстановлены тепло-,
водо-, газоснабжение. Проведена реконструкция аэровокзала с увеличением
площадей и установкой современного оборудования. Завершен ремонт топливо-заправочного
комплекса и строительство объездной дороги вокруг территории аэропорта.
Произведен капитальный ремонт автодороги, ведущей от города к аэровокзалу.
И,
наконец, 7 июня 2008 года – после сертификации всех служб аэропорта – получен
комплексный сертификат соответствия для выполнения регулярных полетов. А 20
июня, в ходе официального визита в Ивановскую область, восстановленный
аэропорт посетил президент России Дмитрий Медведев.
С 1
июля 2008 года, после 12-летнего перерыва, аэропорт «Иваново-Южный» возобновил
свою работу открытием регулярного пассажирского авиасообщения между Москвой и
Иваново.
В
декабре 2008 года Правительство России подтвердило статус аэропорта
«Иваново-Южный» как международного. Он вошел в число воздушных пунктов
пропуска через государственную границу РФ.
В
январе 2009 года «Иваново-Южный» возобновил и грузовые авиаперевозки. Первый
рейс грузового Ил-76 состоялся по маршруту «Норильск-Иваново-Норильск».
Намечено открытие грузового авиасообщения с Магаданом. Основной груз,
перевозимый по воздуху из ивановского аэропорта на Север, — товары народного
потребления и продовольствие, отправляемые в рамках «северного завоза». В
дальнейшем планируется организовать из Иваново международные рейсы по правительственным
контрактам.
Сегодня
аэропорт способен принимать как тяжелые самолеты: Ил-76, Ту-154, Аэробусы
А319, А300, Боинги В737, В767, MD90, так и
легкие: Як-40, Ан-24, вертолеты всех типов.
Планируемый
пассажиропоток к 2010 году — свыше 200 тысяч человеке год. К этому же сроку
аэропорт будет обрабатывать до 80 тысяч тонн грузов в год.
Необходимо
отметить, что открытие ивановского аэропорта способствует решению проблемы
перегруженности столичных аэропортов. Московские аэропорты испытывают
значительные перегрузки в связи с нарастающим объемом пассажирских и грузовых
перевозок. Благоприятное расположение аэропорта «Иваново-Южный» на
сравнительно небольшом расстоянии от Московского авиационного узла, включающего
аэропорты Домодедово, Внуково, Шереметьево, Быково, наличие автомобильной
трассы Иваново-Москва и близость железнодорожной ветки позволяют ивановскому
аэропорту в перспективе взять на себя часть нагрузки столичных аэропортов и
выполнять грузовые перевозки.
Также
планируется использовать «Иваново-Южный» в качестве второго (после нижегородского)
запасного аэропорта Московского авиационного узла.
Восстановление
ивановского аэропорта и организация в июле 2008 года регулярных пассажирских
авиаперевозок из Иваново стало одним из ярких примеров успешного сотрудничества
между столицей и регионами. Наличие постоянного авиасообщения служит укреплению
и дальнейшему развитию хозяйственных связей между Москвой и Ивановской
областью.
Однако
столичные власти не намерены останавливаться на достигнутом. Правительство
Москвы продолжает реализацию крупномасштабной программы, рассчитанной до 2015
года и нацеленной на превращение аэропортового комплекса «Иваново-Южный» в
конкурентоспособный авиатранспортный центр международного значения. План
развития аэропорта, в частности, предусматривает строительство 65 новых
объектов — таможенно-складского комплекса, торговых центров, гостиниц и
магазинов.
Также
следует отметить проводимые ГУ «Московские авиационные услуги» мероприятия по
оснащению маршрута «Москва-Иваново» новейшей системой аэронавигации
«Москва-АЗН», действующей на основе современных технологий спутниковой связи и
предназначенной для управления воздушными судами, осуществляющими региональные
авиаперевозки.
Уже
сегодня аэропорт «Иваново-Южный» претендует на роль авиационного центра Золотого
кольца России. По оценке специалистов, в перспективе «Иваново-Южный» должен
стать крупнейшим авиатранспортным узлом и ведущим транзитным аэропортом
Центрального федерального округа России.